Вы здесь: Главная > Литературные отражения. Исторические книги > «Вещий Олег» и «Ольга, королева русов» Бориса Васильева

«Вещий Олег» и «Ольга, королева русов» Бориса Васильева

Бесспорно, Борис Васильев замечательный русский писатель. Мне очень понравилась его военная проза, такие произведения как «А зори здесь тихие», «В списках не значился», «Завтра была война». Однако его исторические произведения о Древней Руси «Вещий Олег» и «Ольга, королева русов» порадовали меня куда меньше и показались не столь удачными.

Васильев пишет здесь о временах, далёких от нас, во многом покрытых тайной, о зарождении русского государства, о варягах и князе Рюрике, правившем в Новгороде. Тема, безусловно, очень заманчивая, в этом периоде много событий, к которым может обратиться писатель, подключив к делу как свою фантазию, так и труды историков, археологов и лингвистов. Ведь накоплено уже много информации, позволяющей более ясно представить данный период, жизнь и быт древних славян. И Васильев, насколько я знаю и насколько это понятно из самих текстов произведений, интересовался историей, читал определённые исследования. Однако большая часть того, что он изображает в данных романах, относится скорее не к историческим фактам, а к области его фантазий, к выдуманному им прошлому, не столь уж сильно отличающемуся от нашего.

Хорошо видно, что Борис Васильев пытался использовать определённые исторические концепции и даже в какой-то мере стилизовал текст под древность. Однако многое в книгах вызывает удивление и не соответствует действительности. В обоих романах множество анахронизмов. А их герои и действуют, и думают зачастую не как люди, живущие в 9-ом веке, тысячу лет назад, а как наши современники. И Олег и Ольга, которая здесь, кстати, представлена дочерью Олега, что сомнительно, обладают поразительными интуицией и государственным мышлением для людей того времени. Они буквально на сотни лет опережают историю, заранее предвидя то, чего ещё даже не было в зародыше – и объединение всех славянских земель под началом Киева, и отпор грозным кочевникам, о которых ещё никто не слышал. Они прямо осознают себя правителями Руси и Киевского государства, хотя само понятие государственности, этноса войдёт в круг представлений славян, как, в принципе, и других народов, куда позднее. Славяне здесь ведут себя как опытные предприниматели, заботящиеся о торговых отношениях с различными племенами и странами, рассуждают о «доходах» так, как мог бы о них размышлять бизнесмен XXI века. Вызывают сомнения и многие бытовые подробности, в том числе и оружие варягов и славян, которых Борис Васильев противопоставляет друг другу, отмечая разность их обычаев и культур (что вполне оправданно, несмотря на критику закоренелых антинорманистов). Всё это, возможно, не столь заметно не очень осведомлённому в истории Древней Руси читателю, однако искупаются ли недостатки фактической стороны произведений высокой художественностью, захватывающим сюжетом, драмой? Боюсь, что нет.

Борис Васильев, "Вещий Олег", обложка книги

Обе книги почему-то посвящены совсем не тем событиям, которые обычно ассоциируются у нас с именами Олега и Ольги. Самые же интересные, с моей точки зрения, факты лишь вскользь упоминаются в эпилогах. О том, как же всё-таки Олег покорил Киев, писатель почему-то решил не рассказывать, посвятив большую часть произведения лишь подготовке к походу и каким-то внутренним интригам. Даже герои произведений, обозначенные в заголовке, уступают место на сцене другим персонажам. В «Вещем Олеге» – Сигурду и Неждане, славянскому воеводе Ставко, а в «Ольге, королеве русов» – варягу Свенельду, воеводе князя Игоря. Страшно сказать, что здесь стало с самим князем Игорем. Он представлен не только жестоким и слабым правителем, но ещё и каким-то извращенцем, вообще не интересующимся женщинами и предпочитающих видеть вокруг себя «юных отроков». Честно говоря, такой взгляд на князя меня несколько озадачил.

Данные исторические романы Васильева – это рассказ об изощрённой, страшной родовой мести Рюриковичам, без жалости уничтожавшим преданных им союзников, которые стали ненужными, за что потомки тех и хотят отомстить. Зачем такое место отводить довольно странной, вымышленной истории мести, мне не вполне понятно. Мотив мести оказываются определяющим для поступков главных героев. Здесь все персонажи плетут какие-то интриги, стремятся перехитрить друг друга. Мы следим не столько за военными походами князей, не за приключениями героев, а за хитросплетениями борьбы враждующих родов и семей. Не сказал бы, что это именно то, что я хотел прочитать о жизни Древней Руси. Я получил совсем не то, на что рассчитывал. Как раз таких исторических романов написано много, от Бориса Васильева ждёшь чего-то более выдающегося и яркого.

«Мщение Ольги против идолов древлянских». Гравюра Ф. А. Бруни

«Мщение Ольги против идолов древлянских». Гравюра Ф. А. Бруни, 1839

Вообще же, «Вещий Олег» и «Ольга, королева русов» вызвали странное впечатление. Васильев – большой мастер прозы и, когда он пишет о 20-м веке, то у него получаются очень яркие, цепляющие, пронзительные произведения. Но почему-то, когда он рассказывает о людях, живших в Древней Руси, его словно что-то сковывает. И персонажи выходят марионеточными, кукольными, неживыми, говорят пафосным языком, грешат театральностью, совершают нелепости. Видимо, XX век и война, в которой писатель непосредственно участвовал, всё же намного ближе ему, там он находит своё вдохновение. Данные же романы можно прочитать ради интереса, но из них точно не узнаешь историю Древней Руси. Возможно, книги Бориса Васильева о более поздних периодах, 19 веке и русской революции 1917 года окажутся интереснее. К ним я со временем ещё обращусь.

Теги: Васильев Борис, Древняя Русь, Историческая проза