Вы здесь: Главная > Литературные отражения. Исторические книги > Стендаль. «Красное и чёрное»

Стендаль. «Красное и чёрное»

«Красное и чёрное» — ещё один наиболее известный роман Стендаля, столь же популярный и важный в его творчестве, как и «Пармская обитель». Роман рассказывает о несколько другом типе героя, хотя также охватывает период Реставрации, последние её годы перед Июльской революцией, когда был свергнут Карл X.

Оригинальное название: Le Rouge et le Noir.
Дата первой публикации: 1830 г.

Время Реставрации критически оценивалось Стендалем, который ощущал на себе удушливую, гнетущую атмосферу этого времени, видел и описывал жизнь салонов, высшего общества и простых горожан. В «Красном и чёрном» прослеживается судьба Жюльена Сореля, сына разбогатевшего плотника, цель которого достаточно прозаична — сделать карьеру, пробиться в свет, никогда ни от кого не зависеть, сбежать из семьи, где его постоянно унижают и третируют. Его братья и отец, резко отличающиеся от него внешне и внутренне, они грубы и жестоки по отношению к Жюльену, он чувствует себя среди них чужим и пытается вырваться из этого круга, покинуть маленький, но живописный городок Верьер, где он живёт.

Жюльен, пожалуй, ещё более необычный и сложный герой, чем Фабрицио дель Донго из «Пармской обители». Этот персонаж — что-то вроде Раскольникова Стендаля. Ему нужно постоянно доказывать себе, что он способен на великие дела, что он не какая-нибудь посредственность и его не остановят обычные препятствия. Он способен перешагнуть через мораль, пойти на обман, на самом же деле Жюльен не плохой и не подлый человек, хотя он и совершает сделки с собственной совестью и лицемерит. Для человека из простой семьи, не пользующегося покровительством даже собственного отца, единственная возможность что-то совершить, сделать карьеру — это пойти по пути богослова, священника. Жюльен обладает острым умом и феноменальной памятью. Он отлично знает латынь и священное писание, а чтобы произвести впечатление на своего наставника кюре Шелана, мудрого и честного старого аббата, относящегося к нему с симпатией, он наизусть выучивает весь «Новый завет» и может цитировать его с любого выбранного места. Его удивительная память, а также привлекательная, совсем не мужицкая внешность — единственное оружие, которым наделила юного Сореля судьба.

Стендаль. Красное и чёрное

Втайне Жюльен восхищается Наполеоном и постоянно сравнивает свою жизнь с его, мечтает о столь же славно судьбе и старается во всём ему подражать. Отставной полковой врач, участвовавший в итальянской кампании, доживавший последние годы в доме Сорелей, часто рассказывал ему о своих приключениях и походах и привил ему любовь к Наполеону, интерес к его деятельности и своё отношение к произошедшей революции. Жюльен убеждён, что, живи он во времена славы Наполеона, когда любой человек из народа мог занять высокое положение, его бы ждала блестящая военная карьера, однако в данный период путь к военным чинам и ратным подвигам для него закрыт, поэтому остаётся лишь путь священника. Жюльен не верит ни единому слову в богословских книгах, он, как и сам писатель, кстати, резко негативно относится к церкви и религии и не питает никаких иллюзий относительно католичества и монархии. Однако он вынужден постоянно скрывать свои истинные взгляды и играть роль, этот процесс ему даже кажется интересным и полезным, он тренирует себя.

Жюльен и не положительный, и не отрицательный герой. В других обстоятельствах он мог бы совершить действительно много замечательного, однако в эпоху мещанства, лести и лжи, самодурства чиновников, борьбы за богатство и власть ему лишь остаётся играть по общим правилам. Мэр Верьера нанимает его в качестве гувернёра своих детей, чтобы он наблюдал за ними и учил их латыни. Сорель, знакомый со светом лишь по романам Руссо, крайне неопытный и наивный, с радостью пользуется этой возможностью, чтобы больше узнать о мире, жизни богатых людей. Мы видим, как он меняется на наших глазах в ходе всего повествования. Из провинциального городка он попадается в лучшие салоны Парижа, прокладывая путь к богатству и почёту. Его расчётливой «политике» мешает искреннее чувство, внезапно возникшее у него к г-же Реналь, простой и доброй женщине, никогда не знавшей, что такое любовь, скучавшей в компании мужа, грубого и самодовольного человека, никогда не интересовавшимся чувствами и мыслями своей жены.

Роман написан отличным языком, он легко читается, в нём много неожиданных перипетий, увлекательный, захватывающий сюжет. Точно и объёмно изображаются характеры персонажей. Жюльену при всём его честолюбии, хитрости невозможно не сочувствовать. Стендаль превосходно описывает нравы и быт разных слоёв общества, правдиво рассказывает о событиях, многие из которых действительно имели место в то время. Роман имеет подзаголовок «Хроника XIX века», и это неспроста. В нём нашёл отражение процесс Берте, послуживший источником романа, который проходил в 1827-28 гг. Некоторые события отсылают к 1829-ому году и первой половине 30-го года. Основное действие романа происходит в 20-е годы, до Июльской революции во Франции, во времена Реставрации и правления Карла X, пытавшегося восстановить дореволюционные порядки, вернуть аристократии и церкви прежнее положение и роль в обществе.

Стендаль зачем-то мистифицировал читателя, говоря в обращении к нему, что роман написан в 1827-ом году, хотя некоторые реальные события, которые нашли в нём отражение, произошли позже. Склонность к мистификациям и игре с читателем у Стендаля проявлялась и раньше. Так, в «Армансе», его первом романе, он вообще уверяет читателей, что книга написана одной женщиной, которую он не называет, а не им. Главы «Красного и чёрного» имеют эпиграфы, однако многие из них придуманы самим автором, как и произведения, из которых они якобы взяты. Интересно, что эпиграфы к «Армансу» ему составлял Проспер Мериме. В то время существовала мода использовать их в отдельных главах романа, эту традицию ввёл в литературу Вальтер Скотт, а Стендаль, по всей видимости, решил посмеяться над ней, сделав своего рода пародию на эпиграфы, хорошо понятную для современных ему читателей, но, к сожалению, не вполне распознаваемую в наше время.

В романе упоминается множество исторических лиц, некоторые из которых даже сохранили свои имена. Определённые герои явно списаны автором с его знакомых, а некоторые мысли и идеи героев, возможно, принадлежат ему самому. Некоторые обстоятельства его собственной жизни также нашли здесь отражение, хотя не стоит думать, что в Жюльене Сореле он воплотил собственный портрет. Писатель в романе позволяет себе быть временами ироничным, он смеётся как над героями, так и над собой и над незадачливыми читателями, норовящими упрекнуть его в неблагонадёжности, критичном отношении к власти.

«Эх, сударь мой! Роман-это зеркало, с которым идешь по большой дороге. То оно отражает лазурь небосвода, то грязные лужи и ухабы. Идет человек, взвалив на себя это зеркало, а вы этого человека обвиняете в безнравственности! Его зеркало отражает грязь, а вы обвиняете зеркало! Обвиняйте уж скорее большую дорогу с ее лужами, а еще того лучше — дорожного смотрителя, который допускает, чтобы на дороге стояли лужи и скапливалась грязь».

Пожалуй, финал «Красного и чёрного» мне кажется наиболее естественным и убедительным. В большинстве произведений Стендаля чувствуется незаконченность, спонтанность и поспешность финала (а во многих из них развязка вообще отсутствует), здесь же композиция произведения выглядит наиболее органично, ничто у меня не вызывает вопросов. Роман действительно очень хорош. Интересно, что «Красное и чёрное» запрещалось римско-католической церковью, видимо, за свой антирелигиозный характер. И здесь действительно много скрытой критики в адрес церковных властей и порядков, однако, по-моему, здесь это всё же не главное. Это роман о жизни, любви, искренних и сильных чувствах, эпохе. Тут совсем нет ничего пошлого или аморального, но так меняются взгляды и вкусы общества со временем, что то, что возмущало и пугало ранее, казалось едкой насмешкой и дерзким разоблачением, теперь смотрится довольно обыденным явлением.

Стендаль. Красное и чёрное

По поводу названия произведения, насколько я знаю, нет точного ответа. Определённо, оно имеет символический характер. «Красное и чёрное», как предполагают, это цвета тех двух путей, карьер, которые были возможны для Жюльена — армия и церковь. Это цвета костюмов военных и священников. Однако точно сказать, что именно это хотел сказать автор, нельзя. Есть предположение также о связи данных цветов с чувствами, которые управляют жизнью Сореля — тёмные и светлые побуждения, тщеславие и искренность.

Позднее Стендаль вернулся к теме «Красного и чёрного» и отчасти продолжил её в романе «Люсьен Левен» или «Красном и белом», который так и остался незаконченным. Роман тот получился намного хуже, он показался мне совсем сырым, там много явных пропусков, повторений, длиннот. Вторая его часть вообще больше похожа на эскизы или план романа, многие эпизоды выглядят плохо продуманными, не подходящими друг к другу. Да и сам Люсьен мне кажется куда менее интересным персонажем, и сюжет во всём уступает тому, что мы видим в «Красном и чёрном». Хотя и в «Люсьене Левене» тоже есть замечательные страницы, особенно в первой его части.

Красное и чёрное я бы обязательно рекомендовал тем, кто только знакомится с творчеством Стендаля, и тем, кто  хочет больше узнать о жизни Франции первой половины XIX века.

Теги: XIX век, Историческая проза, Стендаль, Франция