Вы здесь: Главная > Литературные отражения. Исторические книги > Стендаль. «Пармская обитель»

Стендаль. «Пармская обитель»

«Пармская обитель» или «Пармский монастырь» (в другом переводе) — последний законченный роман Стендаля, одно из наиболее значимых его произведений. Действие романа происходит в Италии и охватывает период с 1796 по 1831 годы, ранний период итальянской борьбы за освобождение.

Оригинальное название: La Chartreuse de Parme.
Жанр: исторический роман, приключения.
Дата первой публикации: 1839 год.

Главный герой романа — Фабрицио дель Донго, обладатель знатной родословной, выходец из состоятельной семьи. Это гордый и храбрый юноша, настоящий итальянец, ищущий приключений и стремящийся к воинским подвигам и славе. Несмотря на крайне негативное отношение его отца-аристократа и ультрароялиста к Наполеону, Фабрицио бежит из родовой усадьбы, чтобы вступить во французскую армию в 1815-ом году, прямо перед знаменитым сражением при Ватерлоо, ставшим для Наполеона и его сторонников настоящей трагедией, закончившимся для них полным и окончательным разгромом. После столь опрометчивого и нелепого поступка Фабрицио начинают преследовать власти в его родных местах, ему предъявлены серьёзные обвинения, грозящие ему тюрьмой. Он вынужден скрываться и навсегда забыть о военной карьере, о которой он так мечтал. Его тётушка Джина Пьетранера, не чаявшая в нём души, пользуясь покровительством графа Моска, министра при дворе пармского принца, приглашает его в Парму и делает всё, чтобы помочь ему занять высокий духовный пост. Однако судьба эмоционального и непосредственного Фабрицио готовит на его пути ещё множество препятствий и опасностей.

Стендаль

Стендаль. Настоящее имя — Мари-Анри Бейль

Книга описывает жизнь при пармском дворе принца Рануция Эрнесто IV, деспотичного правителя, который видит повсюду измену и яростно борется с любыми проявлениями либерализма, ужасно боясь заговора и новой революции. В произведении в ёмкой и яркой форме изображаются все черты типичной деспотии того времени, нравы и вкусы высшего общества, их развлечения и быт, жизнь салонов, придворные интриги, борьба за власть и богатство. Хотя власть пармского принца весьма ограничена территориально, он во всём пытается подражать различным монархам прошлого и старается придать светскому и аристократическому обществу Пармы надлежащий блеск, чтобы его двор мог потягаться и с более могущественными еропейскими дворами. Общество Пармы делится на две враждебные политические группировки, которые часто можно увидеть в произведениях Стендаля — роялистов (консерваторов, жаждущих возрождения монархии, поколебленной Наполеоном) и либералов, людей, не имеющих знатного происхождения, но талантливых и успешных, разбогатевших в период революции и вышедших из простых людей. Оба лагеря предпринимают хитрые действия, плетут интриги, чтобы добиться благосклонности и поддержки злого и самолюбивого самодержца, играющего судьбами своих подданных. В ход идут самые низкие методы, мы видим, что обе эти групировки при всех своих взглядах и идеалах не брезгуют никакими способами добиться богатства и признания. Граф Моска, друг и любовник тётушки Фабрицио и его покровитель, делает всё возможное, чтобы помочь ему занять хорошее место в обществе, однако в планы его вмешиваются как политические враги, так и случай, герой постоянно подвергается опасностям, попадает в немилость, совершает ошибки и даже становится заключённым Пармской крепости, где жизни его ежедневно что-то угрожает.

В свойственном Стендалю ироничном и точном стиле он рисует принца и его окружение, салонные разговоры и развлечения, довольно пустые и непривлекательные, борьбу царедворцев, быт итальянцев, церковные порядки. Он беспощадно обрушивается на мещанство и глупость вельмож и аристократов, высмеивает их взгляды, показывает их характеры в обнажённом, настоящем виде. И хотя Стендаль достаточно вольно распоряжается фактами и выстраивает их так, как ему нужно (в Парме, например, в то время не было такого принца, она была герцогством, а не княжеством и не обладала такой автономией; и многие другие моменты), в точности описания настроений и нравов того времени, в верности изображения деталей и характеров сомневаться не приходится — Стендаль рисует жизнь в эпоху реставрации такой, какой он её хорошо знал. В романе упоминаются и реальные исторические лица, фоном служат настоящие исторические события, воспроизводимые очень точно, а некоторые его герои сочетают в себе черты реальных деятелей прошлого. Так, например, само приключение Фабрицио, некоторые события его жизни придуманы писателем при чтении рукописных итальянских хроник о ранних годах Алессандро Фарнезе (1468—1549), будущего папы Павла III.

Стендаль. Пармская обитель

Стиль Стендаля, как обычно, безупречен, ярок и точен. Как один из основателей психологического романа, он уделяет внимание описанию эмоциональной, внутренней жизни своих героев, которая проявляется через их поступки и слова. Характеры героев самобытные и яркие, не случайно Стендаль всю жизнь искал образы чистых, сильных персонажей в исторических хрониках, событиях прошлого. Фабрицио дель Донго временами действует наивно и смешно, однако это храбрый, искренний, сильный и волевой герой. Стендаль не стесняется смеяться над собственными персонажами, с иронией сообщает о некоторых их поступках читателю. Вообще, обращение к читателю — один из характерных приёмов автора.

Роман «Пармская обитель» считается одним из произведений, положивших начало руританской традиции в литературе, сочинениям, описывающим жизнь и нравы типичной европейской монархии. Стендаль при жизни не получил большую известность как автор художественной прозы во Франции, его больше знали как автора путеводителя по Италии, биографических сочинений великих музыкантов, искусствоведческих статей. Художественная проза — лишь небольшая часть написанного им. Известность к нему как к писателю придёт лишь во второй половине XIX века. Однако «Пармская обитель» восхищала А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого. Правдивое, неромантизированное изображение битвы при Ватерлоо очень нравилось Толстому, который позднее сам разовьёт эту тему в «Войне и мире». Русским классикам Стендаль пришёлся по душе и повлиял на многих авторов. Роман написан ярко, интересно, лёгким и живым стилем, сюжетная интрига временами захватывает, однако финал, на мой взгляд, получился немного неестественным, скомканным, о чём писал ещё Бальзак в своей статье о книге. Возможно, это вызвано тем, что Стендаль писал роман в спешке и не успел до конца всё продумать. Позднее он возвращался к нему несколько раз, задумывался над замечаниями Бальзака и пытался немного изменить произведение, однако свой замысел так и не осуществил. Книга до сих пор переиздаётся в своём раннем варианте. Как исторический материал роман даёт чёткое и яркое представление о времени реставрации, настроениях во Франции и Италии, жизни различных слоёв общества.

Цитата из произведения:
«Из всего этого следует такая мораль: приблизившись ко двору, человек рискует лишиться счастья, если он был счастлив, и уж во всяком случае его будущее зависит от интриг какой-нибудь горничной.
С другой стороны, в республиканской Америке целый день приходится заниматься скучным делом: усердно угождать лавочникам и быть таким же тупицей, как они. И там нет оперы».

Теги: XIX век, Историческая проза, Италия, Стендаль, Франция