Вы здесь: Главная > Зеркало кино. Исторические фильмы > «Александр Невский» Сергея Эйзенштейна. Фильм-предостережение

«Александр Невский» Сергея Эйзенштейна. Фильм-предостережение

«Александр Невский» Сергея Эйзенштейна был снят по личному заказу Сталина и показан в 1938 году. В фильме изображается борьба русского народа с Тевтонским орденом в XIII в. В центре картины – личность великого полководца и князя Александра Невского и Ледовое побоище, произошедшее 5 апреля 1242 года на льду Чудского озера.

Фильм стал классикой советского и мирового кино, в 1978 году он вошёл в список 100 лучших фильмов по мнению киноведов. Снятый в сжатые сроки, он был показан в 1938 году и запрещён уже в 1939 из-за соображений политкорректности, т.к. отношения советской власти с немцами в этот период были дружественными, был подписан пакт Молотова-Риббентропа. После начала Второй мировой войны фильм снова стали показывать в кинотеатрах по всей стране, чтобы вдохновлять русских людей на борьбу с немецкими захватчиками. В военные годы он получил самую большую популярность, ведь фильм был так созвучен мыслям и чувствам советских граждан и так соответствовал происходящему в действительности.

"Александр Невский". Фильм Сергея Эйзенштейна

Александр Невский — Николай Черкасов

«Александр Невский» –  замечательный фильм, который, мне кажется, должен посмотреть каждый русский человек, неравнодушный к нашему прошлому и к нашей культуре. Это монументальная картина с харизматичными, яркими актёрами и великолепной музыкой композитора Сергея Прокофьева. Фильм оказал большое воздействие на советских зрителей. И даже представление о действительно имевшем место Ледовом побоище и об Александре Невском сложилось у многих людей под влиянием этой картины.

"Александр Невский". Фильм Сергея Эйзенштейна

"Александр Невский". Фильм Сергея Эйзенштейна

Однако фильм во многом антиисторичен, в нём огромное количество нелепостей, анахронизмов и ошибок, а среди героев его мы видим как реальных людей, так и былинных героев (например, Василий Буслаев с его матерью Амелфой Тимофеевной). На неисторичность фильма указывал такой знаток Древней Руси, как М.Н. Тихомиров. В рецензии на сценарий фильма, носивший тогда название «Русь», он в резкой форме высмеял многие ошибки, допущенные авторами. Его статья носит яркое, экспрессивное название «Издёвка над историей». Я рекомендую обратиться к ней тем, кто интересуется, что же не нравится в этой картине историкам. Некоторые из замечаний Тихомирова были учтены Эйзенштейном, однако далеко не все.

"Александр Невский". Фильм Сергея Эйзенштейна

Нужно понимать, что «Александр Невский» – это патриотическое кино, создававшееся в условиях жёсткого партийного контроля. Сам сценарий фильма утверждал Сталин. Свобода режиссёра была сильно ограничена. В образе Александра Невского мы видим во многом идеальный тип русского государя, необходимый советской власти в то время. Это демократичный, справедливый, сильный и храбрый князь, дальновидный защитник русской земли, талантливый полководец, снисходительный и милосердный к побеждённым. Однако же этот образ Александра Невского далеко не соответствует реальному князю, каким его знают русские летописи, историческая наука. Отношение к Александру Невскому куда сложнее. В то время сложно было говорить о таких вещах, не совпадающих с традиционным взглядом, «генеральной линией», но сейчас появляется немало работ, где указывается, часто справедливо, на отрицательные черты Александра и те его действия, которые могут бросать на него тень, восприниматься отрицательно или двусмысленно. Это был жестокий, самовластный князь, не лишённый личных, своекорыстных интересов, враждовавший с собственным братом Андреем из-за ярлыка на княжение и подавлявший восстания против татар. Также сложно представить, чтоб Александр мог быть настолько дальновидным, чтобы предвидеть весь ход русской истории, угадать, как будут объединяться русские земли и как они в итоге освободятся от Орды, к которой у него самого, в общем-то, претензий не было. Уже Тихомиров отметил, что Александр Ярославич не мог ставить себе таких глобальных задач. Да и вообще понятие о «русской земле», национальности, единстве у нашего народа ещё не сформировалось. Это сейчас мы пытаемся под наши современные теории подогнать историческую действительность, вложить в головы людям того времени такие понятия, которыми они ещё не могли оперировать. Всё было одновременно и проще, и сложнее, освобождение представляет собой более длительный и запутанный процесс. Ледовое побоище действительно было важной битвой, а немцы в течение ещё нескольких лет не решались совершить новую попытку наступления. Однако война с рыцарями на этом не закончилась, борьба с ними продолжалась ещё долго, она шла и в 15-ом веке. Отношение к Александру Невскому отчасти связано у нас с тем, что он действительно в той ситуации выступил защитником русской церкви и православной веры, в этом нет сомнений. Для церкви эта фигура очень важна. И это религиозное отношение, восприятие князя церковью, святость его образа накладываются на реальные исторические факты, создаёт своего рода ореол вокруг образа князя. Понятно, что в тех условиях конца 30-х годов Александр был показан таким из-за партийного заказа, требования момента. Нужна была героическая фигура, способная вдохновлять. Не случайно в то же время вводится орден Александра Невского, которым награждают солдат на войне. Пусть Александр и не был столь идеальным — эта фигура намного сложнее, как и все остальные исторические личности — но это, безусловно, важный и знаковый деятель, ставший национальным символом и православным святым.

"Александр Невский". Фильм Сергея Эйзенштейна

Присмотритесь к митре епископа — кажется, это очень прозрачный намёк на то, с каким врагом придётся сражаться вскоре русским

Можно перечислять ещё множество несоответствий в изображении событий прошлого, однако, абстрагировавшись от часто неизбежных для кино исторических ошибок, мы видим перед собой значительное, эмоциональное, яркое полотно. Вряд ли я назвал бы этот фильм своим любимым и стал бы его часто пересматривать, но и я вижу, что это значительная и важная картина. Удивительно, как в то время, когда не было ещё никаких спецэффектов, компьютерной графики, снимались такие масштабные сражения. Интересно, что сама битва на Чудском озере снималась летом, никакого льда не было, поэтому авторам пришлось асфальтировать поле, заливать его стеклом, мелом, солью, создавать искусственные льдины, которые выглядят в кадре вполне естественно и убедительно. Нужно отметить замечательную операторскую работу, которую мало с чем можно сравнить в современных фильмах. Почти каждый кадр здесь — это законченная, точная и яркая картина. Причём Эйзенштейн здесь редко прибегает к общим планам, в бою он подробно показывает действия различных героев, что было в то время необычно и смело. Да, эти битвы сейчас уже выглядят наивно и смешно. Конница, которая сначала бежит на врага, потом внезапно останавливается около него и начинает с места рубить его мечом – это совершенно невозможная и нелепая тактика. Видно, что битва – лишь игра, что это актёры, что не льётся никакой крови. Да и вообще сражения выглядят даже скучно теперь. Но в фильме есть яркие и запоминающиеся моменты, русским людям сопереживаешь, улыбаешься шуткам, остроумным фразам героев. Воссозданы улицы древнего Новгорода, авторы попытались показать действия немецких рыцарей, их доспехи, отразили некоторые реальные исторические события, предшествовавшие битве (захват Пскова, обращение к Александру с просьбой помочь Новгороду, с которым он был в ссоре, и другие). Интересно, что в фильме показываются и сложность, жестокость борьбы, и цена победы в войне, горечь потери близких и друзей. Немецкие рыцари показаны здесь, пожалуй, очень мрачно, они нарочито демонизируются, выглядят как посланники сил зла. Поражают сцены расправы над мирными жителями Пскова, в том числе и убийства женщин и детей. Это довольно тяжёлые для восприятия кадры. Но жестокость нацистов во много раз превзойдёт то, что показано в картине Эйзенштейна.

"Александр Невский". Фильм Сергея Эйзенштейна

Для фильма специально был реконструирован средневековый орган, на котором играет монах крестоносцев

Но самое интересное, что «Александр Невский» – это фильм не только о Древней Руси, это ещё и кино о том, как вскоре советские люди будут бороться с интервенцией немцев. Здесь предугадано, как немцы будут вести наступление и захватывать наши территории, вершить суд над пленными и побеждёнными. Даже детали словно отсылают нас к нацистам, действительности XX века. Видно, какие настроения были тогда в обществе. А слова Александра Невского, песни, звучащие в фильме, совпадают с тем, что будут говорить и петь в годы войны. Это призыв к сопротивлению и освобождению. И этим фильм тоже ценен. Как историческое кино данный фильм имеет массу минусов, его нельзя воспринимать как летопись событий XIII века, но эмоционально и художественно – это классика кино и замечательное произведение.

"Александр Невский". Фильм Сергея Эйзенштейна

Теги: XIII век, Александр Невский, Древняя Русь, Средневековье