Вы здесь: Главная > Зеркало кино. Исторические фильмы > «Помпеи». Фильм Пола У.С. Андерсона (2014)

«Помпеи». Фильм Пола У.С. Андерсона (2014)

24 августа 79 года н.э. в Кампании, плодороднейшей и богатейшей провинции Римской империи, произошло извержение вулкана Везувия, который местные жители считали просто живописной горой, не представлявшей никакой опасности. Про вулканы древние италийцы в то время ничего не знали, Везувий спал в течение многих сот лет. В результате извержения под тоннами камней, пепла и лавы были похоронены близлежащие города: Помпеи, Геркуланум и Стабии. Этому событию и посвящён фильм Пола У.С. Андерсона «Помпеи».

Оригинальное название: Pompeii.
Год: 2014.
Жанр: исторический боевик, фильм-катастрофа.
Страна: Канада, Германия.
Hежиссер: Пол У. С. Андерсон.
Cценарий: Джанет Скотт Бэчлер, Ли Бэчлер, Майкл Роберт Джонсон
В главных ролях: Кит Харингтон, Эмили Браунинг, Адевале Акинойе-Агбаже, Кифер Сазерленд, Кэрри-Энн Мосс, Джаред Харрис.

Помпеи. Фильм

Кельт Майло и Кассия (Кит Харингтон
Эмили Браунинг)

Несмотря на уверения авторов в том, что они при съёмке фильма тщательно воссоздали события и обстоятельства прошлого в их хронологии и сути (мне кажется, они всегда так говорят для рекламы), у меня в этом возникают сомнения. Мне даже кажется, что «Помпеи» – это фильм не о вулкане и не о Помпеях собственно, представлявших собой величайший город античности, а о чём-то ещё. О гладиаторах, какой-то странной и непонятной любовной интриге, римских сенаторах, политике и ещё бог весть о чём. Во всяком случае, главное место в фильме отводится рабству и гладиаторским боям, причём эксплуатируются всё те же старые и надоевшие штампы Голливуда. Некий кельт Майло, род и семью которого убили римляне, с детства попал в рабство и был выращен для участия в гладиаторских боях и развлечения публики. Его вместе с другими рабами, словно скот, доставляют в Помпеи, чтобы занимать народ и высокопоставленных гостей во время праздника виноделия. Майло видит, что в город приехал тот самый сенатор, возглавлявший армию римлян при подавлении восстания кельтов и участвовавший в убийстве его родителей. Майло желает во что бы то ни стало отомстить своему врагу. В это время он встречается также с юной помпеянкой Кассией (Эмили Браунинг), и между ними возникает некая симпатия. Всё это и является основой для довольно вялого и предсказуемого сюжета.

Помпеи. Фильм

С точки зрения авторов, так содержали гладиаторов. Историки с этим вряд ли согласятся

Кит Харингтон в данном фильме не очень-то изменился после роли в «Игре престолов». Ощущение, что перед нами всё тот же Джон Сноу, только с оголённым торсом и переехавшийв места с более тёплым климатом, а так занимается он здесь практически тем же самым – неплохо дерётся мечом. Кассия кажется поистине странной особой. Любовь знатной женщины к гладиатору и без всяких вулканов ничем бы хорошим не закончилась. И сложно представить, чем кельт (!) мог бы её привлечь. Но события по велению сценаристов подтолкнули их друг к другу.

Помпеи. Фильм

Семья Кассии

Можно похвалить «Помпеи» за действительно красивые съёмки, довольно убедительное воссоздание города, амфитеатра (который в Помпеях был, кстати, одним из самых больших и красивых во всей Римской империи и был построен действительно благодаря местному богачу и меценату, стремившемуся заняться политикой), улиц, архитектуры. В достоверности некоторых бытовых моментов возникают сомнения, но выглядит всё очень убедительно. И сам вулкан, катастрофа производят впечатление. Хотя многие детали, должно быть, излишни. В реальности гибель людей была воистину ужасающей, но менее кинематографичной и зрелищной. Впрочем, никто не мешает режиссёру и что-нибудь придумать от себя. Подробнее о том, как всё происходило на самом деле, я расскажу в следующей за этой статье.

Помпеи. Фильм

Помпеи, порт


Помпеи. Фильм

Амфитеатр выглядит довольно похоже на настоящий

Стоит сказать, что гладиаторов явно не так жестоко травили и содержали, как это показано здесь. Победившие в нескольких боях и выплатившие определённую сумму люди действительно становились свободными, и нередко. Никакого обмана здесь не было, правда, многие умирали уже после нескольких сражений. Кровь, жестокость боя, мастерство участников поединка публика и вправду любила больше всего. Но сражались среди них не только рабы, но и свободные люди, нуждавшиеся в деньгах и сделавшие гладиаторские бои своим ремеслом. Плату они получали при этом бОльшую. Их никто не запирал в клетке, они свободно уходили на ночь домой, а потом возвращались. Становились гладиаторами также из-за долгов или же в качестве альтернативы смертной казни, уголовного наказания. После «Гладиатора», с моей точки зрения, довольно плохого и совершенно антиисторического фильма, прижился миф о картинной, бессмысленной жестокости римлян к рабам и бойцам, что далеко не так – историки знают случаи искренней привязанности слуг-рабов к хозяевам и их детям. Милосердные и сердобольные римляне могли освободить рабов за верную службу, они позволяли получать рабам профессии, образование, изучать ремесло, накапливать собственные сбережения, что способствовало обогащение и самих рабовладельцев. Рабы присматривали за их детьми, преподавали, выполняли всю работу по дому, совершали покупки, свободно перемещаясь по городу, присматривали за хозяйством или же участвовали в производстве чего-либо. Многие рабы со временем сами себя могли выкупить, но остаться на службе, если хозяин был им симпатичен. Это, конечно, ни в коей мере не должно оправдывать работорговлю и гладиаторские бои.

Помпеи. Фильм

Извержение Везувия началось

При всех визуальных достоинствах «Помпеи» получились абсолютно проходным и средним фильмом. Сложилось впечатление, что их сделали, просто скрестив «Гладиатора» с «Титаником» – набор штампов и сюжетных ходов, арсенал приёмов примерно тот же. Многие сцены вообще кажутся анекдотичными, театральными и нелепыми, сценарий здесь довольно бестолковый, основанный лишь на внешних эффектах.  Хотя фильм показывает нам события так, как будто всё население Помпей погибло при извержении, в реальности, как говорят историки сейчас, многим, если не большинству горожан, удалось вовремя покинуть город. В нём жило примерно 10 тысяч человек, а погибло около ¼ населения.

Не стоит воспринимать данный фильм в качестве основного пособия по изучению извержения Везувия и жизни в Помпеях, кино ставит перед собой совершенно другую цель. Но посмотреть фильм ради вулкана, Кита Харингтона и красивых, аутентичных декораций всё же можно. Если же вам хочется исторической достоверности, фактов, то обратите внимание на довольно любопытный документальный фильм BBC Pompeii: The Last Day, восстанавливающий события последнего дня великого города.

Теги: Античность, Исторический фильм