Любор Нидерле. «Славянские древности»
Часто на этом сайте я буду рассказывать о всевозможной полезной исторической литературе, связанной с наиболее интересными для меня темами. Одна из таких тем – это, конечно же, Средневековье, Древняя Русь и древние славяне, наши общие предки, в появлении и распространении которых в Центральной и Восточной Европе есть много загадок и нерешённых вопросов. Чтобы представить жизнь древних славян во всём её своеобразии, нужно прочитать массу литературы. Недостаточно знать лишь книги русских исследователей и историков прошлого, нужно обращаться и к работам зарубежных специалистов. Одним из таких знатоков славянской культуры является чешский исследователь Любор Нидерле (1865-1944). Его замечательный труд «Славянские древности» обобщает и систематизирует огромное количество материалов, собранных к тому времени, а это конец XIX – начало XX века.
«Славянские древности» – та книга, мимо которой вряд ли может пройти историк, изучающий древних славян, или просто человек, увлекающийся и интересующийся данной тематикой. Хотя книга была написана уже почти сто лет назад, она не потеряла до конца своего значения и сейчас. В XX веке многое было исследовано и сделано, некоторые вопросы уточнились, появилось много новых фактов, были раскопаны многие славянские города, что позволило дополнить картину, но в целом направление работы Нидерле, его мысли о происхождении, дифференциации славян, их расселении и развитии были верны. Я не случайно говорю, что книга посвящена именно славянам, а не восточным славянам. В данной работе кратко и ёмко говорится об истории всех славян, в том числе и западных, и южных. До этого мне в основном попадались книги, в которых исследуется лишь культура какой-то одной ветви, здесь же мы видим всю картину в целом, хотя понятно, что в одной книге, даже объёмной, она не может быть полной.
Любор Нидерле – осторожный и критичный учёный, который, рассказывая о славянах и будучи сторонником единства всех славян, сумел в то же время пройти мимо двух крайностей, в которые вдавались учёные разных направлений и национальностей: он не занимается простым восхвалением и идеализацией наших народов и нашей культуры и не принижает их, не представляет славян как слаборазвитый, дикий, безвольный и грубый народ, как это делали некоторые историки прошлого, особенно немецкие. Нидерле со всей убедительностью показывает, как славяне начали своё расселение к северу от Карпатских гор, в бассейне реки Припяти, где находилась, по-видимому, наша историческая прародина, не особенно баловавшая людей приятными и мягкими условиями для развития, что отложилось и на нашем национальном характере. Автор не был сторонником модного в XX веке «антинорманизма», он ясно показывает, что оснований сомневаться в скандинавском происхождении «варягов-русов» у нас нет, по крайней мере, он так считал и на это указывают многие факты, о чём мы как-нибудь поговорим отдельно. Нидерле не был сторонником и теории «автохтонного» происхождения славян, теории, которая утверждает, что славяне изначально жили на месте иллирийцев, фракийцев, германцев, не преувеличивал древность их происхождения и не смешивал их с чужеродными племенами и народами.
В книге рассказывается об особенностях происхождения и жизни всех славянских племён. Задачей «Славянских древностей» было описание лишь языческого периода их истории, раннего Средневековья, о более древнем периоде размышлять сложно, т.к. о тех временах до нас почти не дошло никаких свидетельств, что и не даёт возможности точно определить, откуда пришли славяне, где и когда сложился этот народ. Но многим больше всего должна быть интересна другая часть его работы, посвящённая быту и культуре славян. Рассказывается много примечательного как о материальных предметах, жилище, одежде, причёсках, так и о духовных и религиозных представлениях, погребальных и сельскохозяйственных обрядах и праздниках. Много любопытного, того, чего обычно не встретишь в других книгах советских историков, сказано и о сексуальной сфере, семейной жизни, ведь в языческий период отношения славян регулировались куда менее строгими правилами, незамужняя девушка была свободнее, чем во времена христианства. Мы видим славян за их домашними делами, в их быту, а также и на войне, в общественной жизни. Подчёркивается важность для наших предков земледельческого труда, тогда как некоторые историки отрицали даже то, что славяне умели обрабатывать землю и собирать урожай. Ведь и большинство обрядов так или иначе связаны с землёй, с сельским хозяйством, природными циклами, а большинство славянских богов покровительствовали этим трудам. Книга содержит и множество любопытных иллюстраций и фотографий, позволяющих более полно представить, как всё тогда выглядело. Немного затронута и народная демонология, один из самых интересных вопросов, славянская мифология.
Поражает эрудиция автора, который свободно цитирует тексты на многих языках. Жаль только, что он не всегда удосуживается переводить свои цитаты, а в примечаниях, которыми книга просто испещрена, тоже не всегда есть этот самый перевод. Зато видно, как много источников, материалов изучил Нидерле, один список литературы составляет внушительную часть книги. Ведь и сами «Славянские древности» в издании 2о-х годов XX в. были сокращением его многотомного исследования для более широкого читателя, для чего автор пополнил работу и новыми сведениями и выводами. Книга вышла тогда на французском языке, чтобы с ней мог ознакомиться и европейский читатель, лишённый возможности читать научные труды на славянских языках. Безусловно, славянские древности – это важная, замечательная книга, которая при всей своей информационной наполненности, большом объёме, читается очень легко, написана ясно и понятно. Она может служить хорошим справочником для тех, кто интересуется славянами, различными сторонами их жизни и деятельности.
Получайте уведомления о новых статьях на e-mail: