Извержение Везувия 79 г. н.э. Помпеи и Геркуланум
«Я затрудняюсь назвать какое-либо явление, которое было бы более интересным…» – сказал Гёте о гибели Помпей, вдохновлённый открытием и раскопками римского города, оказавшимся погребённым и забытым больше чем на 1,5 тысячи лет. И действительно, извержение вулкана Везувий в 79 г. н.э., страшное бедствие для древних италийцев, в то же время сохранило для будущих поколений культурные сокровища прошлого, позволило заглянуть в навсегда потерянный, загадочный мир античности. Везувий навсегда стал местом паломничества многих поэтов, философов, писателей, художников и простых путешественников, посещавших когда-либо Кампанию и Неаполь.
Древняя Кампания. Помпеи и Геркуланум
В начале первого века нашей эры никто не представлял себе, что Кампания может подвернуться такой страшной опасности, как извержение вулкана. Везувий почти не проявлял себя в течение восьмисот лет, местные жители относились к нему как к простой горе конусовидной формы. И даже самые наблюдательные и просвещённые из римлян, как например историк и географ Страбон, замечавшие обугленные камни на её вершине, предполагали, что огонь, который некогда горел здесь, исчез навсегда. В античные времена вообще мало что знали о вулканах.
Конечно, Везувий проявлял активность и до 79 г. Считается, что сильное извержение, произошедшее в бронзовом веке, около 1600 г. до н.э. повлияло даже на местный климат. Известно также об извержении, произошедшем за 200 лет до катастрофы 79 г. В то же время вулкан был не только разрушительной силой: застывшая лава образовала небольшой холм, на котором и были некогда выстроены Помпеи. А вулканическая почва, богатая минералами, стала неиссякаемым источником плодородия. Здесь всегда собирали самые обильные урожаи.
Многие античные писатели говорят о Кампании как о самом счастливом, прекрасном и спокойном месте на земле. Этот край славился лучшими винами во всей Италии, здесь собирали большие урожаи маслин, пшеницы, ячменя, репы. Кампанцы были известны как лучшие садовники, выращивавшие декоративные растения, прекрасные цветы. По всей Италии пользовались спросом местные спаржа, дыня, капуста, оливковое масло. Помпеи были также крупнейшим центром переработки шерсти, их сукно повсюду пользовалось спросом. Благодаря настенным росписям и рисункам, найденным при раскопках, историкам даже удалось восстановить в подробностях технологию обработки шерсти тех времён.
Кроме того, города находились у берегов Неаполитанского залива (тогда он назывался Куманским), богатого рыбой, обладали тихими бухтами, позволяющими активно вести торговлю. Сюда приплывало много купеческих кораблей. В Геркулануме и Помпеях успешно развивались ремёсла и искусства, это были небольшие, но богатые и процветающие города, обладающими большим потенциалом. В Помпеях был построен небольшой драматический театр и один из самых крупных в Италии амфитеатров для гладиаторских боёв, неизменно собиравший массы знатных и простых людей. Гладиаторские бои были обставлены со всей возможной роскошью и фантазией. В Помпеях существовала и своя гладиаторская школа, где тренировали бойцов. На арене сражались не только люди, но и дикие звери, которых без жалости стравливали друг с другом.
Гибель городов
Но вся эта мирная жизнь, семейный быт, производство и культурное развитие должны были вскоре прекратиться, исчезнув под толстыми слоями лавы и пепла. Вначале вулкан дал о себе знать в 62 г. н.э., когда из-за газов и магмы, рвавшихся наружу через земную кору, произошло сильное землетрясение, в результате которого были разрушены многие здания в Геркулануме и Помпеях. Горожане восстановили многие здания, однако до 79 г. так и не были устранены все разрушения, причинённые тем землетрясением. Это объяснялось ещё и тем, что кампанцы хотели перестроить здания в новом роскошном стиле, в духе нового времени. С 62 года время от времени ещё происходили небольшие землетрясения, свидетельствующие о том, что магма рвётся наружу и вулкан готовится к пробуждению, однако люди привыкли к ним и не обращали на эти тревожные сигналы должного внимания.
Везувий окончательно проснулся 24 августа 79 года н.э. Благодаря раскопкам в Геркулануме и Помпеях, а также свидетельствам очевидцев, дошедших до нашего времени, сейчас мы уже довольно точно можем представить, что происходило там в этот день. Ничего не подозревающие люди, по обычаю древних италийцев, старались сделать как можно больше, пока сохранялся дневной свет. В этот день в Помпеях горожане также работали и развлекались, как и всегда. Тела, найденные при раскопках, говорят о том, что группа гладиаторов, прогуливавшаяся по городу, зашла посидеть в одной из харчевен, где их и застало извержение. В этот момент, видимо, спасаясь от каменного дождя, туда также зашла знатная женщина. Работники прачечных, ремесленных и швейных мастерских также занимались своими обычными делами.
О самом извержении мы знаем многое благодаря двум письмам известного римского учёного, Плиния Младшего, описавшего данные события по просьбе Тацита, знаменитого античного историка. В то время Плинию Младшему было 17-18 лет и он жил вместе с дядей в Мизене. Его дядя был известный и значительный человек, также наблюдательный учёный и писатель, мужественный, честный и образованный человек для своего времени, активно интересовавшийся всеми природными явлениями. Плиний Старший командовал в Мизене императорским флотом, вместе с которым он там и находился. В полдень жена привлекла внимание адмирала к странному явлению: в восточном направлении, в небе над горой, выросло огромное облако, напоминающее зонтик. Плиний сравнил эту серую тучу, которая постепенно разрасталась и отбрасывала в стороны ветви, с пинией, итальянской сосной. Адмирал, писавший большую книгу по естественной истории, не мог сдержать любопытства, он понимал, что редко кому выдаётся шанс наблюдать подобное явление. Много путешествовавший и много повидавший, он хотел приблизиться к этому необычному облаку и получше его изучить. В тот момент Плиний Старший вряд ли осознавал, какую опасность оно представляет. Он приказал приготовить корабль, на котором собирался приблизиться к извержению. Однако в этот момент к нему пришло письмо от жены его друга, которая просила его о помощи: она жила у подножия вулкана и сообщала, что все сухопутные дороги, по которым она могла уехать из города, отрезаны и что единственный способ сбежать – это море. Любопытство учёного должно было уступить чувству долга и обязанностям адмирала флота. Плиний Старший приказал снарядить больше кораблей и вскоре он во главе их поплыл прямо к Везувию, желая спасти людей. Однако через какое-то время на палубы кораблей стали падать пепел и камни, их поток усиливался по мере того, как флотилия приближалась к вулкану. Адмирал не только не испугался происходящего, но и, сохраняя хладнокровие, велел записывать все изменения, происходяшие с вулканом. Подойти к берегу оказалось невозможным: вход в бухту был завален каменными обломками. Моряки уговаривали адмирала вернуться назад, пока не поздно, однако упрямый и бесстрашный Плиний решил немного изменить курс и плыть к Стабиям. По пути он сохранял бесстрастный вид, стараясь подбодрить свой экипаж. В это время Помпеи уже исчезли с лица земли, на их месте были видны горы пепла. В Стабиях Плиний заночевал у приятеля, который также не смог покинуть город по суше. Море в это время сильно штормило, и они не могли сразу же пересечь залив. Адмирал принял ванну и поел, подбодрив своего друга, который был сильно обеспокоен, а затем он преспокойно лёг спать. Однако в течение ночи поток камней и пепла шёл так сильно, что друзья, опасаясь, что адмирала просто засыплет в его спальне и он не сможет выбраться наружу, разбудили его на рассвете. Хотя и наступило утро 25 августа, на улице было темно, как ночью. Взяв факелы и масленые лампы, Помпей и его спутники пошли на берег. Чтобы защититься от дождя из пемзы, мелкой, но в то же время способной поранить, они привязали к головам подушки. Море по-прежнему сильно штормило, невозможно было уплыть. В это время Плинию сложно стало дышать из-за ядовитых паров, исходящих от вулкана. Говорят, у Плиния было слабое горло и у него возникали ранее проблемы с дыханием. Ему расстелили простыню на земле, на которую он прилёг отдохнуть. Несколько раз он просил воды. Когда ему наконец помогли подняться, он неожиданно упал и умер.
Солнечный свет вернулся снова только через два дня. Лишь с возвращением света стал ясен масштаб катастрофы. Верхний конус Везувия обрушился под влиянием пирокластического потока, южные и западные склоны горы, где было расположено множество богатых вилл, исчезли, на их месте находилась серая пустыня. Погибло несколько городов, в числе которых были Геркуланум, Помпеи и Стабии. В Помпеях над пеплом и камнями возвышались лишь кончики крыш.
Письма Плиния Младшего точно и правильно воспроизводят процесс извержения Везувия, как замечают учёные нашего времени. Хотя в то время многие ему не верили, считая некоторые моменты в его описании выдумкой. Так, Плиний описывает огромную тучу, похожую на гриб или зонтик и расширявшуюся кверху, которая вскоре отделилась от основания и начала спускаться на города. В этой туче были видны огромные огненные молнии. Люди слышали страшный треск и грохот, похожий на грозу, но намного сильнее – это вулканические газы прорывались наружу и сотрясали землю. С жутким грохотом была выбита в кратере Везувия «пробка» затвердевшей сверху лавы, корка, образовавшаяся от прошлого извержения. Огромный столб газов, земли, камня, пепла и дыма поднялся над Везувием на высоту двадцати километров. Когда Плиний Младший вместе с матерью уезжал из города, огромная туча внезапно закрыла солнце, из-за чего потемнело так, как бывает, когда в комнате резко выключают свет. Началось сильное землетрясение, повозки и людей кидало из стороны в сторону. В кромешной темноте в ужасе истошно кричали, плакали и стонали взрослые и дети, они метались и сталкивались друг с другом. Многие были уверены в сверхъестественном характере происходящего, извержение воспринимали как кару богов. Есть свидетельства того, что в Помпеях некоторые жители в момент смерти приносили жертвы и молились богам, ища у них защиты и спасения.
В картинах, книгах и фильмах, например, в недавней картине «Помпеи» Пола У.С. Андерсона показывается как будто города были затоплены потоком лавы, на самом деле раскопки и свидетельства очевидцев указывают на обратное. Если бы Помпеи пострадали от потоков магмы, то многие деревянные постройки и предметы просто бы сгорели, а камни расплавились. Сейчас же видно, что предметы и здания лишь слегка обуглились. Можно совершенно точно сказать, что причиной смерти большинства жертв были потоки пемзы и горячего пепла, которые начали идти в небе над Помпеями приблизительно с часа дня и позднее дошли и до Геркуланума. Многие авторы художественных произведений показывают события так, будто всё население Помпей было уничтожено и что извержение для людей было внезапным. Опять же, это неправда. По оценкам историков, в Помпеях по разным причинам погибло около двух тысяч человек, плюс несколько сот скелетов найдено в Геркулануме. Всё же население Помпей, по разным оценкам, составляло 20-30 тысяч человек. Большая часть жителей успела вовремя покинуть города, остались те, кто почему-то не мог сам уехать или же те, кто решил переждать извержение под крышами домов. Кто-то слишком медлил с побегом, кто-то вернулся домой за деньгами и ценными вещами и умер рядом с золотыми монетами или под грузом вещей.
Потоки пемзы и пепла вначале казались не особенно опасными, однако они выпадали в таком количестве, что под их весом проламывались крыши зданий, погребая под собой жителей. Те, кто оставался вначале в доме, потом просто не мог открыть дверь и выйти на улицу, т.к. выход был завален камнями и пеплом. Пирокластический поток, состоящий из горячего газа, пепла и камня, так плотно запечатал здания в Геркулануме и близлежащих виллах, что внутри не осталось воздуха, и люди просто задыхались. Плиний Младший, находившийся дальше от Везувия, пишет о том, что им приходилось то и дело стряхивать с себя пепел, чтобы не упасть под его тяжестью. Раскопки показывают, что многие тела найдены в верхних слоях пепла. Люди, понявшие наконец, что надо срочно выбираться из города, делали это слишком поздно. Они выходили на улицы, где им приходилось пробираться по горам камней и пепла, в которых их ноги увязали. Пошедший вскоре горячий дождь превратил тонны пепла в жидкую грязь, по которой сложно было продвигаться и которая запечатывала все щели в зданиях.
Множество тел (около 300) было найдено в том месте, где раньше, предположительно, располагалась гавань. Люди в отчаянии пытались спастись на кораблях через залив, однако когда они пришли в гавань, то увидели, что корабли и порт также засыпало каменными обломками. Они хотели спрятаться от каменного дождя в лёгких постройках на берегу, где засыпали и никогда уже не просыпались – к вечеру на города опустилось ядовитое облако газов и дыма, вдыхая которые, люди умирали от удушья, точно так же, как и Плиний Старший.
Когда свет наконец-то появился и извержение прекратилось, сбежавшие от извержения горожане возвращались назад. Ориентируясь по торчавшим над вулканическими породами крышам домов, они откапывали свои дома, что было в то время совсем несложно, проламывали стены и крыши и забирали те ценные вещи, которые могли найти, поэтому в погибших городах сохранилось мало золотых и серебряных предметов, домашней утвари. Некоторые увозили с собой и большие вещи, даже статуи, находившиеся когда-то на форуме. Спасшиеся люди расселялись затем по другим городам, находящимся поблизости. Римская власть ничего не сделала для того, чтобы помочь пострадавшим. Вначале император Тит планировал создать какую-то комиссию для раскопок, но дело на этом и остановилось, а про погребённые вулканом города через какое-то время вообще забыли и не вспоминали ещё тысячу лет. Оставались в памяти лишь названия городов, но было забыто даже точное место, где они находились, поэтому неожиданное их открытие было совершенно случайным. За то время, пока Помпеи и Геркуланум пролежали под пеплом и камнем, над ними успели возникнуть толстые слои земли и были построены новые поселения. Над бывшими городами раскинулись пышные зелёные покровы и плодородные поля.
История раскопок и изучения городов
На самом деле местные жители все эти столетия, в том числе и в Средневековье, бывало, находили здесь ценные предметы, древние вещи. Можно сказать, что первыми раскопками занялись грабители и разбойники, кладоискатели, которые натыкались временами на крыши античных домов, без всякой жалости проламывали их, забирались внутрь и уходили оттуда с чем-нибудь ценным. Всё это просто продавалось и попадало в том числе и в другие страны. Средневековый кинжал, найденный в одной из античных построек, указывает на то, что внутри, возможно, прятался от преследования какой-то разбойник.
Впервые на остатки Помпей случайно наткнулся в конце 16-го века архитектор Доменико Фонтана. Он рыл водопровод, проходивший через Помпеи по диагонали и, к своему удивлению, обнаружил часть древней городской стены. Найденные надписи указывали на то, что землекопы нашли древние Помпеи, однако в то время ошибочно предположили, что здесь когда-то находилась всего лишь усадьба Помпея, противника Цезаря.
Первые настоящие раскопки начались лишь в 18-ом веке и проходили они вовсе не из-за исторического, научного интереса, а имели, скорее, характер кладоискательства и грабежа. В самом конце 17-ого века один крестьянин, роя колодец на своей земле, обнаружил остатки древних построек. Австрийский князь Эльбеф, построивший себе великолепный дворец в Портичи, хотел украсить его античными произведениями искусства. Узнав о неожиданной находке, он тут же перекупил ту землю и начал рыть шахты. В 1709 году его рабочие наткнулись на остатки театра в Геркулануме, который князь тут же и ограбил для украшения собственного дома. Впрочем, в то время это не считалось чем-то преступным, отношение к древности было совсем другое. Князь не один занимался разграблением древних руин, вскоре к нему присоединились многие другие любители древностей из разных стран. Находки античных предметов через какое-то время уже перестали кого-либо удивлять, но никто точно не знал, что именно здесь находилось.
Новая волна интереса к раскопкам была вызвана тем, что Эльбеф, обставив антиками свой дворец, продал землю неаполитанскому правительству. Жена неаполитанского короля Карла III Бурбона, Мария Амалия Христина, была увлечена искусством и пришла в восторг от найденных вблизи Везувия античных статуй. Рокко Хоаккино де Алькубиерре, умный и деловой человек, талантливый инженер, но совершенно негодный археолог, не разбиравшийся в искусстве, стал руководить новыми раскопками. Алькубиерре в 1748 году уговорил Карла III проводить раскопки там, где некогда был вырыт колодец и были найдены античные руины. Там, по его предположению, находились когда-то Стабии. На самом деле же это были Помпеи. В распоряжение Алькубиерре были предоставлены 12 каторжников, которые и стали рыть шахты. Раскопки проводились случайным и грубым образом, рабочие прорубали стены и крыши, закладывали и взрывали динамит, из-за чего страдали и постройки. До 1763 года Алькубиерре не знал, что изучает не Стабии, лишь в этот год была найдена надпись, прямо говорящая о «городе помпейцев».
Всё время от 1748 года до 60-х годов 19-го века можно объединить в один период. В это время раскопки проводились грубым способом, никто из руководителей и рабочих не интересовался самим городом, его архитектурой, устройством. Люди искали в первую очередь ценные предметы, произведения искусства, которые можно было продать или отослать в музеи. Город не воспринимался как единый ансамбль, как часть истории. Раскопками руководили в основном не учёные, а инженеры и кладоискатели, знатные невежды, стремившиеся обогатить себя или обставить собственные дома и набить кошелёк. То же, что не соответствовало их представлениям о прекрасном, отвергалось и разрушалось. Не щадили стены построек и надписи, разбивались не очень искусные или разрушившиеся мозаики и настенные изображения, каменные плиты. Большая часть вещей попала к частным владельцам и ушла за границу Италии, приобретали ценности даже русские путешественники. Работу производили каторжники и заключённые в кандалах, получавшие ничтожную плату. Интерес к раскопкам то пробуждался, то снова угасал, менялось число землекопов. От десятка человек оно доходило до нескольких сотен, а затем опять сокращалось. Раскопанные здания при этом проверялось на наличие чего-либо ценного и снова засыпались. Найденную бронзовую колесницу с четвёркой лошадей расплавили и сделали из металла большую лошадь, поставив её во дворе музея. Несколько лучше дело пошло под руководством Михаила Ардити, талантливого и наблюдательного неаполитанского учёного, занявшегося раскопками в 1807 году. Он добился составился единого плана раскопок, потребовал лучшего финансирования и большего количества рабочих.
Второй, более счастливый для изучения древних городов период, начался со сменой власти в Италии, в 1863 году, когда раскопками стал руководить археолог Джузеппе Фиорелли, которым мы так многим обязаны. Он сразу же заявил, что самое интересное в Помпеях – это сами Помпеи, чем тогда многих удивил. Он считал, что важно изучение не только форумов и богатых домов, но и самых обычных построек и улочек. Последовательное применение этого принципа в деле весьма способствовало успеху раскопок. Археологам при нём стали платить достойные деньги, к Помпеям перестали относиться как к руднику, кража древностей прекратилась. Стали постепенно разрывать проходы между домами, извлекая весь город из-под земли. Рыть стали слоями, причём стены домов сразу же укрепляли, детали домов, лестницы и балконы восстанавливали. Землю стали наконец-то вывозить за пределы раскопок с помощью хитроумно сделанной наклонной железной дороги и вагонов, двигавшихся под собственным весом. Кроме того, благодаря методу заливки пустот гипсом, применённому Фиорелли, мы получили слепки многих предметов. Он также применил эту технологию на отвердевших формах человеческих тел, сохраннённых затвердевшим пеплом и камнем, что позволило создать точные скульптурные изображения жертв извержения со всей их мимикой, жестами, в тех положениях, в которых они находились при гибели. Среди скульптурных фигур есть и люди, и животные, забытые хозяевами в домах или погибшие рядом с ними.
Фиорелли стал проводить первые экскурсии по этим местам, проводники следили за сохранностью предметов, всё объясняли посетителями и получали от них небольшую плату (в выходные же посещение руин было сделано бесплатным). Многие методы и принципы, придуманные Фиорелли, используются археологами и в наше время. В последующие годы и в 20-м веке археологи занимались уже восстановлением архитектуры, а предметы перестали увозить с места раскопок в отдельные музеи, став частью ансамбля. Стала изучаться сама история города. Вторая мировая война не пощадила и Помпеи: несколько снарядов попали сюда, был разрушен один из районов города, уничтожены лавки и харчевни, пострадал один из старейших домов и повреждён театр.
Раскопки Помпей и Геркуланума позволили пролить свет на многие аспекты жизни того времени, подарили нам замечательные произведения искусства прошлого, позволили в какой-то мере заглянуть в то время. Недалеко от Геркуланума в погибшей при извержении вилле была найдена уникальная частная библиотека с тысячами свитков, редкими сочинениями античности, сохранившихся до наших дней благодаря тому, что в здание на проникал воздух из-за затвердевших лавы и пепла, закупоривших помещения, и высокой температуры, испарившей воду. Многие из этих свитков ещё не расшифрованы из-за того, что с ними нужно проводить очень осторожную, длительную работу.
Извержения после 79 года
Извержение Везувия 79 года было самым мощным и страшным из известных нам, но оно не было последним. Жители Кампании были свидетелями ещё нескольких сильных извержений, от которых страдают сельскохозяйственные поля и растительность, рушатся города. Так, извержения происходили в 1631, 1872, 1906, 1913 и 1927 — 1929 годах. Везувий активен до сих пор, последнее серьёзное извержение было в 1944 году, тогда лавовый поток разрушил близлежащие селения, погибло 57 человек. Большие потери вызваны, правда, теперь не столько силой вулкана, которая с каждый разом иссякает, сколько большим количеством живущего там населения и ростом городов. В настоящее время за активностью Везувия ведётся наблюдение, там проводятся экскурсии. Место вокруг вулкана превращено в национальный парк.
*Для лучшего ознакомления с историей Помпей, жизнью древних римлян отсылаю интересующихся к книге Марии Ефимовны Сергеенко «Помпеи».
*В статье использованы изображения, рисунки и фотографии из перечисленных ниже книг.
Список источников
1. Connolly, P. Pompeii. Oxford University Press, 1990.
2. Грицак, Е.Н. Помпеи и Геркуланум. «Вече», 2004.
3. Сергеенко, М.Е. Помпеи. Издательский дом «Коло», Издательско-торговый дом «Летний Сад», Издательство «Журнал «Нева»». – Санкт-Петербург, 2004.
4. Ямпольский, М. Наблюдатель.
Получайте уведомления о новых статьях на e-mail: